Безопасность
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ БАЙКЕРОВ |
Предупреждаем: выполнение правил дорожного движения не гарантирует вашу безопасность и защиту со стороны закона в случае дорожных происшествий. Тем не менее, именно знание и соблюдение правил дорожного движения является необходимым для каждого уважающего себя человека.
Ниже приводится анализ ПДД в редакции от 1996 года с изменениями (последнее от 7. 05. 2003 года). Полный текст правил доступен на других ресурсах, а мы лишь обратим ваше внимание на те аспекты, которые касаются велосипедиста и его поведения на дороге. Синим выделен официальный текст, черным - комментарии "ВелоПитера".
Понятия и термины:
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Таким образом, под понятие "велосипед" попадают и веломобили, и трехколесные велосипеды и тандемы и правила для них (если не оговорено иное) одинаковы. Обращу ваше внимание: велосипед не является "механическим транспортным средством" - транспортным средством (кроме мопеда) приводимым в движение двигателем. Это важно понимать, так как в правилах часто даются указания именно для Механических транспортных средств, что к нам отношения не имеет.
"Водитель" - лицо управляющее каким либо транспортным средством, погонщик ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Замечу: велосипедист который не едет на велосипеде а ведет его рядом не является водителем, а является пешеходом. "Пешеход" - лицо находящееся вне транспортного средства и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, … ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки…
Мы рассмотрели ОСНОВНЫЕ (не все) термины относящиеся к велосипедисту на дороге. Коли велосипедист является водителем транспортного средства, то согласно статье 2.3 Правил на него налагаются определенные обязанности.
Итак, водитель велосипеда обязан: Проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние в соответствии с требованиями документа "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения". Этот документ по отношению к велосипедистам гласит (пункт 6): Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателями или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны световозвращателями оранжевого или красного цвета. Как говорят в Одессе, есть две большие разницы, между наличием фонаря спереди, и сзади. Фонарь спереди на велосипеде должен быть только при езде в темное время суток или в тумане, а вот задние катафоты или фонари - постоянно.
Ну хорошо, водитель велосипеда обязан обеспечить то, что написано выше. А если это невозможно? Тогда есть два варианта. В случае "неисправности рабочей тормозной системы, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости…. Движение запрещено". Замечу нюанс: правила толкуют отдельно правила для водителей МЕХАНИЧЕСКИХ транспортных средств и просто транспортных средств, коим является велосипед. Но стилистика "задние габаритные огни" сохраняется. Итак, на велосипеде нельзя ехать в двух случаях: Первый - если не работают тормоза, второй - если есть проблемы с катафотами и фонарями, но только если плохая видимость или темное время суток. При наличии других неисправностей противоречащих пункту 6 "Основных положений" движение на велосипеде разрешено, но только до места стоянки или ремонта, в случае если невозможно неисправности устранить на месте с соблюдением всех мер предосторожности. То есть, если ночью велосипедисту запрещается ехать без, скажем, заднего фонаря или катафота, то днем это разрешено, например до ближайшего магазина, где катафот можно купить.
Согласитесь, жаль что такие правила не выполняются, ведь они действительно направлены на повышение безопасности езды. ВелоПитеру известен случай, когда причиной смерти велосипедиста была езда в сумерки без задних фонарей и катафотов. Водитель грузовика просто не заметил его. С другой стороны, нельзя не отметить, что за соблюдением данных правил никто не наблюдает.
Хорошо, посмотрим, а что еще вменяется в обязанности велосипедиста, или лучше сказать, водителя транспортного средства-велосипеда?
Пункт 2.3.2 "Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортным средством".
С этим пунктом вопросов нет. А вот следующий вызывает удивление. Очевидно, когда разрабатывались Правила, то раздел "обязанностей водителей транспортных средств" писался в первую очередь для гужевых повозок, которые также как и велосипед являются не механическими но транспортными средствами. Не без улыбки мы прочтем что водитель транспортного средства (соответственно, велосипеда) обязан: "Предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, ФСБ, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях предусмотренных действующим законодательством".
Вот те раз! Но закон есть закон, коль велосипед - транспортное средство, то согласно правилам вы должны предоставлять его, скажем, налоговому полицейскому, который следует "по иным неотлагательным делам предусмотренным законодательством". В этом пункте есть и другие аналогичные обязанности, но не будем ерничать, а перейдем к рассмотрению других правил движения, имеющих отношение к велосипедистам.
Итак, водителю велосипеда запрещается (пункт правил 2.7): управлять транспортным средством (или передавать управление транспортным средством) лицам находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов ухудшающих внимание и реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения.
Да, пьяным на велосипеде ездить также нельзя, как и на автомобиле. Далее в пункте 2.7: "Запрещается пересекать организованные колонны (в том числе пешие) и занимать место в них" Для велосипедиста соответственно актуально то, что нельзя въезжать в пешие колонны и ехать в их разрывах.
"Пользоваться во время движения телефоном не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без рук"
Для байкера это тоже актуально: либо телефон с аксессуарами, либо, соответственно надо остановиться и говорить по телефону стоя на месте.
В главе 2 есть еще пункт о действиях при ДТП, но мы его оставим на конец данной статьи.
Как ясно из всего сказанного выше, если велосипедист едет на велосипеде - он водитель транспортного средства. Если велосипедист ведет велосипед рядом, то он - пешеход. "Он сам себе отец и мать в лице своем одном". Посмотрим, что сказано в Правилах по поводу обязанностей пешеходов ведущих велосипед?
"Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам". Другими словами, слез с байка - изволь покинуть проезжую часть дороги и перейти на тротуар. Если нет ни обочины, ни тротуара, то пешеход может даже идти по велодорожке, что кстати сказать, запрещено ему в "мирное время", когда есть тротуар или возможность идти по обочине. А что делать, когда совсем нет ничего? То есть, в наличии проезжая часть, справа, скажем, пропасть, а слева просто обрыв? Печальная картина: ни деревца, ни велодорожки… В этом случае пешеходу разрешается идти в один ряд по проезжей части. Как? Читаем дальше пункт правил 4.1. "Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств". Так значит что? Сломался велик, слезай, переходи на другую сторону и иди навстречу потоку? Нет, создатели правил подумали о нас, и написали следующее: "Лица … ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств".
Что еще и кому обязаны велосипедисты-пешеходы? Остальные обязанности аналогичны обычным пешеходным: переходить улицы по переходам или под прямым углом в местах где дорога хорошо просматривается, и на ней нет разделительной полосы или ограждений, выполнять указания светофоров и регулировщиков.
Какие еще есть правила движения в нашей нелегкой велосипедной жизни?
Наиболее важным кажется пункт правил 24. его можно привести практически полностью:
24.1 Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями) быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (по решению отдельных субъектов РФ возраст может быть снижен до 12 лет) Казалось бы, а что делать с детьми, которые массово катаются на великах лет с трех? Есть два нюанса: во-первых запрещено движение только по дороге: а во дворах, подворотнях, пустырях и помойках вполне разрешено. Во-вторых, ребенка (до 7 летнего возраста) можно перевозить на велосипеде, если существует специально оборудованное дополнительное сиденье с прочными подножками. Что делать с 7 до 14 ? В этом возрасте дети хорошо усваивают большие объемы информации, и за эти семь лет вполне можно выучить дополнительно к школьному курсу ряд иностранных языков. Важно помнить - процент ДТП с велосипедистами - детьми крайне высок, едва ли не более половины всех ДТП, и допускать их на проезжую часть действительно крайне опасно. Ребенку свойственно отвлекаться, суетиться, неадекватно реагировать на окружающую обстановку, и даже наличие взрослого человека рядом не делает его поездку по шоссе безопасной. Кстати сказать, у нас в ВелоПитере есть люди заметно старше 14 лет (раза в два), которым я бы по вышеуказанным причинам также бы запретил выезжать на байках на дороги.
24.2 Колонны велосипедистов … при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м. Без комментариев: просто и понятно.
Еще цитата из пункта 24.2: Велосипеды … должны двигаться только в крайне правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Перефразируя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, скажу, "и как этих пешеходов на обочину пускают?". Однако обращу ваше внимание на то, что нам, водителям двухколесных коней, двигаться по тротуару запрещено. Хорошо это или плохо? Это средне: с одной стороны, слезший с байка байкер считается пешеходом и может разгуливать по тротуару сколько ему влезет. С другой, есть на дороге "умники" в лице водителей МЕХАНИЧЕСКИХ транспортных средств, которые истово верят, что дорога - это место для автомобилей, а велосипедисту надо бы ездить по тротуару или обочине, вместе с пешеходами. Ничуть не бывало: дорога это для нас в не меньшей степени, чем для них. Еще нюанс: в одном из старых релизов правил, был пункт о том, что велосипедист должен ехать от правой бровки на … скажем так, определенном расстоянии (чтобы цифра не путалась у вас в голове мы ее не упомянем). Ныне это не действует: вы можете ехать в пяти метрах от правой бровки, если это удовлетворяет правилу "в крайне правой полосе возможно правее".
Есть прекрасный, но к сожалению, короткий, пункт правил 24.3, который определяет, а что же водителям велосипеда запрещается:
Ездить, не держать за руль хотя бы одной рукой.
Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.
Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты, или груз мешающий управлению. Обратите внимание: ехать на велосипеде держась одной рукой за руль - можно, а ехать на велосипеде держась одной рукой за руль, а в другой везти авоську с продуктами - нельзя, ибо оная авоська есть предмет мешающий управлению велосипедом.
Читаем дальше: Велосипедистам запрещается двигаться по дорогам… но не во всех случаях, а только при наличии рядом велосипедной дорожки.
Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Нельзя не отметить, что правила наши высоко моральные: нельзя "ходить налево". А что делать? Для поворота налево можно проехать перекресток прямо, развернуться в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо. Можно прикинуться шлангом-пешеходом, и перейти перекресток по пешеходному переходу. А что делать, если "сходить налево" надо вне перекрестка? Правила разрешают только один маневр (на дорогах с трамвайными путями и имеющих более одной полосы в каждом направлении): опять по пешеходному! Пешеход может пересекать дорогу вне перехода под прямым углом если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрестка, а на самой дороге нет разделительных полос и ограждений. Как на мой характер, правила немного не соответствуют возможностям байкеров. Ну с его бы это нельзя поворачивать налево, если на дороге есть трамвайные пути? Трамвай для велосипедиста опаснее автомобиля? Сомнительно. Впрочем, наше дело правила знать, а правила изменять или переписывать - дело людей других.
Кроме всего прочего, запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
С чего такие печали? Почему один велосипедист не может буксировать другого, скажем попавшего в беду? Кстати сказать, случаи буксировки бывают в велосипедной практике, как мы теперь знаем, противозаконно. Но, закон есть закон.
Что еще нам запрещено пунктом 24 правил? Больше ничего. Единственное, что нам еще надлежит делать, так это уступать дорогу транспорту в местах пересечения велодорожек с дорогами. Выполнять этот пункт правил в России легче легкого! Кто видел в своей жизни велодорожку на наших просторах? Сам спросил, сам и отвечу: я видел. Примерно метров 500 велодорожки есть в районе развязки КАД и Приморского шоссе. Каверзный вопрос, а как велодорожку отличить от скажем, тротуара? Скажем, вдоль дороги идет полоса асфальта. Это что: тротуар, галлюцинация или велодорожка? Ответ таков: если на велодорожке установлен знак "Велодорожка", то это - велодорожка. В противном случае это не более чем тротуар, двигаться по которому, нам, кстати, запрещено. Как вариант - велодорожка маркируется разметкой: белый байкер с велосипедом, по которым проехал каток, лежащие на асфальте.
В юриспруденции есть расхожая фраза: "Что не запрещено, то разрешено". Применим на практике: все что не запрещено пунктом 24 настоящих правил, разрешено, если не запрещено другими пунктами. О чем я? О пункте 16: "На автомагистрали запрещается движение велосипедистов и других домашних животных".
Итак, если мы, едем по велодорожке и пересекаем дорогу "для больших", то должны им эту дорогу уступить. Несомненно это попрание наших велосипедных прав: если пешеход подходит к пешеходному переходу, то что? То согласно пункту 14.1 "водитель должен уступить дорогу пешеходам переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному перекрестку". Если же дорогу "для больших" пересекает велодорожка, то велосипедист должен уступить. Положа руку на сердце, скажу: если бы в России были бы велодорожки, и правило это значило что-то в нашей жизни, то нельзя не отметить, что писано оно умными людьми. Одно дело пешеход походит к переходу, медленно и печально, со скоростью 5 км/ч, и машина, конечно, видит его издалека. Другое дело, летит байкер 32 км/ч по велодорожке, вылетает на проезжую часть… пойди усмотри его, водитель! Правило же заставляет байкера самого подумать о своей безопасности: едешь по велодорожке? Подъезжаешь к дороге? Остановись, или замедли ход! Пропусти машины, а потом езжай! Будешь живее всех живых. И мертвых всех мертвей, если поступишь иначе. Впрочем, нет правил без исключений. Если мы говорим не просто о каком то пересечении велосипедной дорожки и большой дороги, скажем, посреди степей Южного Урала, а на перекрестке, то ситуация меняется! Пункт правил 13.1: "При повороте направо или налево водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке". В чем разница? Разница в том, кто кого пересекает… ну, в хорошем смысле этого слова.
Что еще хорошего бывает на перекрестке? Бывает так, что перекресток нерегулируемый и равнозначный. Вопрос, кто имеет право преимущественного проезда? Тот у кого нет помехи справа. С одной стороны, все четко: если справа от КАМАЗа велосипедист, то КАМАЗ должен подождать, а велосипедист проехать. С другой стороны, ну какая там помеха, тощий велосипедист для груженого кирпичом КАМАЗА? Смешно: переедет и не заметит! Тоже мне, "помеха"! Еще легковушка может иметь проблемы с переездом через велосипедиста, а грузовик - нет. Отсюда следует неписаное правило: "На "Правила" надейся, а сам не плошай". Следование правилу помехи справа не должно быть слепым, это не тот случай, когда велосипедист должен выполнять требования закона безусловно: законов много, жизнь одна. Если надо - пропускайте помехи слева, сверху, снизу, откуда угодно, ибо водители весьма часто игнорируют право велосипедиста на создание им "помех справа".
Что еще интересного написано в книге "Правила" касательно нашего брата, велосипедиста?
Вот что сказано о поведении байкера на дороге в плане маневрирования. Помните, что нет понятия велосипедист, а есть понятие водитель велосипеда? Так вот, согласно пункту 8.1 Правил, водитель велосипеда должен предупреждать жестами остальных участников дорожного движения, если он захочет остановиться (поднятая вверх левая или правая рука), повернуть направо или налево. Помните знаки? Левый поворот - левая рука вытянутая горизонтально влево, или правая рука вытянутая вправо но с поднятым кверху локтевым суставом. Для правого поворота аналогично. Я все-таки не рекомендую использовать согнутые руки - водитель может неправильно вас понять, принять ваш сигнал за "стоп".
Хороший пункт правил 8.3. Есть на нашем сайте статья о статистике ДТП, так вот, одна из самых распространенных аварий запрещена именно этим пунктом. Другими словами, если бы его выполняли, то наездов на велосипедиста при повороте машины вправо было бы меньше. Итак: "При съезде с дороги водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает". Хорошее правило.
Глава 12 Правил расписывает правила остановки и стоянки, и на первый взгляд к велосипедисту отношения не имеет. Однако вот пункт Правил, который должны велосипедисты знать: "12.7 Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения." Своих дверей у велосипедистов нет, но зато они частенько встречаются с внезапно открываемыми дверями автомобилей. Кстати, пункт правил не сообщает, что нельзя открывать двери только с левой стороны, со стороны движения. Если вас сбивают правой дверью при объезде транспортного средства справа, то это тоже не по правилам.
Отдельно о тротуарах и велодорожках
Особого рассмотрения достоин вопрос о тротуарах и велодорожках. Что такое «тротуар». В правилах написано: «Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном»
Вы будете смеяться, но трактовка понятия «Велосипедная дорожка»… в правилах отсутствует. Кто не верит – открывайте правила, и читайте раздел первый «Общие положения».
Идем далее. Обратимся к дорожным знакам, касающимся велодорожек. Знак такой есть – номер 4.5 «Велосипедная дорожка». Значит он следующее : «разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки»).
Существует и знак 4.6 – «Пешеходная дорожка». Про него написано просто: «Разрешается движение только пешеходам».
Что в свете вышесказанного следует нам, велосипедистам, знать?
- идущая вдоль дороги полоса асфальта не для нас построена. По умолчанию – это «тротуар», и двигаться по нему надлежит пешеходам. Каких либо исключений не замечено.
- Велосипедной дорожкой, соответственно является в принципе какая-то дорога, на которой установлен знак 4.5. Если такого знака нет – значит перед вами не велодорожка, а что-то другое.
Нельзя не отметить экстремизм наших правил. Например, в Европе существуют во многих странах (если не во всех), знак, на котором на синем фоне изображены пешеходы и велосипедисты вместе, или разделанные белой полосой. Вы спросите, что бы это означало? Отвечу: это означает дорожку, по которой разрешено ходить и ездить указанным группам населения. Чем это хорошо? Тем, что такой знак позволяет более гибко организовывать движение пешеходов и велосипедистов, и заботиться о безопасности обеих групп.
Пример: в новостройках вдоль завода или парка идет тротуар, по которому пешеходы почти не ходят. Это бывает довольно часто. В то же время, по нему нельзя ездить и на велосипеде – так как это запрещено правилами. Значит, велосипедист должен ехать рядом с пустынным тротуаром по дороге, которая как раз может быть весьма напряженной и опасной.
Приведем примеры из Санкт-Петербургской жизни:
Тротуар вдоль западной стороны Пискаревского проспекта от пересечения с проспектом Мечникова, до перекрестка с проспектом Маршала Блюхера. Тротуар есть, пешеходов на нем крайне мало (по этой стороне нет домов, и пешеходы предпочитают восточную сторону проспекта), но ездить нашему брату, велосипедисту, надлежит по проезжей части.
Проспект Маршала Блюхера от перекрестка с Полюстровским проспектом до Кондратьевского проспекта по южной части. Здесь идет тротуар вдоль глухого забора, за которым прячутся гаражи. Пешеходов на нем практически нет. Но, формально, и на велосипеде по нему ездить запрещено.
В принципе, если говорить о появлении велодорожек в наших городах, то несомненно, начинать надо с тех проектов, которые не являются затратными для бюджетов наших городов. У нас, как говориться, много проблем и без велодорожек, и одна из самых главных – муниципальный транспорт.
В нашем случае, мы можем получить реальные маршруты для езды на велосипеде по новостройкам наших городов, «всего лишь» - заставив городские администрации рассмотреть загруженность существующих тротуаров, и выставить на них знаки, разрешающие движение велосипедистов.
Напряжем фантазию… и… и … вот вам первый велосипедный маршрут по городу, который может быть сооружен без сколько-нибудь существенных затрат. Затраты – лишь на установку соответствующих знаков.
От угла Полюстровского проспекта и проспекта Маршала Блюхера по южной стороне последнего до пересечения с Кондратьевским проспектом. Далее на восточную сторону проспекта Блюхера, и далее по парковой аллее идущей вдоль проспекта Блюхера до Пискаревского проспекта, затем налево вдоль западной части Пискаревского проспекта до проспекта Мечникова, далее по тротуару идущему вдоль «кармана» до ж.д. станции «Пискаревка».
Теперь вопрос: какими знаками можно обойтись в нашем случае, если знака, где мирно соседствуют пешеходы и велосипедисты в наших ПДД нет? Ответ: знаком 4.5. «Велосипедная дорожка». В нашем случае, ввиду отсутствия вдоль наших городских дорог пешеходных дорожек и тротуаров, знак «Велосипедная дорожка» разрешает движение по ней пешеходов.
ДТП.
Что и как делать при ДТП? Предположим, на перекрестке байкер врезается в автобус, тот переворачивается на бок, есть пострадавшие. Что делать?
Первое требование: остановиться или не трогать с места свой транспорт, выставить знак аварийной остановки… Ну, будем ближе к жизни: вместо знака аварийной остановки можно положить на дорогу ряд предметов, лучше - ярких. Расстояние согласно пункту 7.2 от знака до ДТП 15 в городе и 30 метров загородом. Далее правила предписывают оказать доврачебную (первую) помощь пострадавшему, вплоть до доставки его в медицинское учреждение, или вызвать помощь по телефону.
Если ДТП мешает движению машин, то следует составить схему ДТП вместе со свидетелями и освободить проезжую часть. Но более хороший вариант: организовать объезд места ДТП.
Затем надо сообщить в милицию о происшедшем, переписать данные свидетелей и ждать прибытия милиции.
ДТП - дело неприятное, и в него лучше не попадать, а попав, необходимо сконцентрироваться и действовать по следующей схеме. Она может быть и дальше от правил, но зато ближе к жизни:
1. Немедленно после попадание в ДТП остановиться, и подумать (не смотря на шок) на сколько безопасно ваше положение на дороге. Велосипедист валяющийся на проезжей части на шоссе может быть плохо заметен, и вновь стать объектом аварии.
2. Крайне тщательно осмотреть себя (или попросить товарища) на предмет повреждений. Человек так устроен, что при стрессе может неадекватно воспринимать ситуацию, не чувствовать боли в частности, или ощущать "общий дискомфорт". Человек может не заметить не только ссадины и царапины, но и куда более серьезные повреждения.
3. Обратить внимание и проанализировать ситуацию в целом: с кем произошло столкновение, кто был свидетелем, попробовать восстановить картину произошедшего. При необходимости записать данные свидетелей и переписать номера машины.
4. Проанализировать состояние вашего велосипеда, на предмет полученных повреждений. Часто человек, видя, что отделался легким испугом, не замечает, что, например, рама байка немного погнута! Ломаные колеса сразу бросаются в глаза, а вот рама - нет. Но даже незначительный изгиб рамы делает ее непригодной к эксплуатации, то есть вы не замечаете, что вам нанесли довольно серьезный убыток.
5. Перейти к организационным мероприятиям. Здесь поле деятельности широко: правила гласят, что надо вызывать милицию. Жизнь учит решать проблемы самостоятельно. Если вы в состоянии придти к общему мнению о том, кто виноват в ДТП, допустим, вы, или водитель машины, то я рекомендую договориться о возмещении убытков самостоятельно. Если приходится иметь дело с милицией, то найти правду становиться сложнее. Вы рискуете меньше, чем водитель - права на велосипед у вас отнять нельзя. А вот водитель машины, если по его вине произошло ДТП, может иметь неприятности куда больше, чем, скажем, компенсация вам ущерба в размере 200 долларов за погнутые колеса (к примеру). При нас врезавшийся в колонну ВелоПитерцев водитель Ауди разобрался с гаишниками и был признан невиновным. Ситуация: в группу байкеров на шоссе сзади влетает машина. Итак, водитель, если он не прав, будет стремиться либо откупиться от ГАИ, либо от вас. И тут важно не перегнуть палку: назовите реальную, не завышенную стоимость ремонта вашей техники. Во-первых, никогда не надо наживаться на чужой беде, это аморально. Во-вторых, если вы выкатываете претензию в 300 долларов, то ГАИшник может взять меньше, и правду в закоулках власти вы не найдете (случаев в нашей практике не было). Следует отметить, что в России уже десять дней введено обязательное страхование ответственности за причиненный в результате ДТП ущерб. Что измениться в нашей жизни от этого? Может быть, схема будет работать, и тогда надо будет для получения компенсации составлять акт вместе с работниками ГАИ. Но дать какой-то работающий совет мы пока не можем, статистика таких случаев не набрана.
6. После того, как разборки (с милицией ли, без оной), завершены, вновь стоит заняться самооценкой. Подумайте, способны ли вы ехать? Нет ли у вас ран, или других повреждений, и в первую очередь сотрясения мозга, с которыми тряска на колдобинах не рекомендуется? Не нанесете ли вы себе урон, сев в седло? Немаловажный вопрос: способны ли вы адекватно реагировать на дорожную обстановку, в условиях когда шоковое состояние вас отпускает? Если вы ощущаете, что у вас есть проблемы со здоровьем, не усугубляйте их: попросите водителя виновного в ДТП отвезти вас домой, позвоните другу на мобильный телефон. Внимание: на клубной карте ВелоПитера под фотографией есть телефон для экстренной связи с друзьями или родителями пострадавшего. Если ваш друг попавший в ДТП неадекватен, без сознания, возьмите у него карту (в кошельке или кармане) и позвоните по указанному на ней телефону.
7. Последнее: в ДТП есть две стороны. Как правило, в моральном плане, обе стороны - потерпевшие. Часто водитель жестоко переживает то, что он явился (обычно не желая этого) причиной ваших проблем. Часто его состояние тоже шоковое. Постарайтесь уладить дела по-человечески. С одной стороны по клубной статистике от 20% водителей скрываются с места происшествия в случае ДТП с велосипедистами, с другой, есть случаи, когда они подвозят пострадавшего велосипедиста домой и не берут с него компенсацию в том случае когда виноват сам байкер. Это приятно, когда люди остаются людьми, даже в экстренных ситуациях. Не будем думать изначально, что в сбившей нас машине сижит злоумышленник. Иногда - нет, такой же человек как вы сами.
Каверзные вопросы и ответы.
При движении по велодорожке следует также придерживаться правой стороны.
При движении по дворам, пустырям и помойкам также действует правило помехи справа.
При пересечении с пешеходным переходом велосипедист должен уступить дорогу людям, какими бы неприятными на вид они не были. Строгое звучание правила: "если на переходе находятся люди то продолжать движение дальше можно лишь в том случае, если это не создает им помех или опасности".
Запрещается ездить под "кирпич", то есть навстречу потоку машин. Интересно, что этот пункт правил не вполне "международен": в ряде стран велосипедистам и пешеходам предлагается идти навстречу потоку, дабы смотреть смерти в лицо!
Запрещается ездить там, где установлен знак 3.9 "Движение на велосипедах запрещено", и под знак 4.4 "Движение легковых автомобилей", 5.3 "Дорога для автомобилей"
АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ДТП С УЧАСТИЕМ БАЙКЕРОВ |
Мы проанализировали имеющуюся информацию у нас в клубе "ВелоПитер" и с кое-какими данными знакомим вас в этой статье.
Наиболее опасное ДТП с участием байкера: лобовое столкновение со встречной машиной, поворачивающей на перекрестке налево. Это ДТП приводит к тяжелым последствиям, но не является самым распространенным.
Данное ДТП можно описать следующим образом: на обычном четырехстороннем перекрестке байкер двигается прямо. В этот момент встречная машина решает повернуть налево. По правилам дорожного движения машина должна пропустить поток транспорта, движущийся прямо, включая байкера (мы говорим об общем случае, когда нет дорожных знаков, предусматривающих другое). Однако соблазн сэкономить время заставляет "водителей-умников" пытаться проскочить перед байкером, что и приводит к ДТП.
Как это выглядит со стороны байкера? Вы едете прямо на перекрестке и видите, что слева у разделительной полосы стоит машина, со включенным левым поворотом и пропускает поток в котором вы движетесь. Внезапно она, увидев перерыв в вашем потоке, стартует, и старается делать это с максимальным ускорением, чтобы проскочить в образовавшийся интервал. Не смотря на то, что байкеру приходится резко тормозить, его тормозной путь довольно велик. Следует отметить, что чаще всего и машина предпринимает попытку уклониться от столкновения с байкером, тормозя и отворачивая еще левее. В результате столкновение обычно происходит не совсем "в лоб": байкер влетает машине в борт. Часть таких ДТП заканчивается летально (один такой случай был на Исаакиевской площади пару лет назад), бывают переломы обеих ног (такой случай был на Лиговке году в 1998), сотрясения мозга - постоянно, ушибы и более легкие переломы - очень часто. У машины и, соответственно, водителя тоже есть проблемы: мятый корпус, необходимость дать взятку сотруднику ГАИ, откупиться от самого байкера.
Как не попасть в такую аварию? Если бы люди знали универсальное средство как не попасть в такую аварию, то необходимости в этой статье не было бы. Однако кое-что мы можем сделать. Первое: проезжая перекресток надо наблюдать за встречными машинами, которые готовятся к повороту. Второе: обязательно надо смотреть за встречными, когда вы двигаетесь на перекрестке в одиночку, а не в потоке машин. Третье: если вы видите, что встречная машина стартует вам наперерез, то ваше спасение не торможение - а торможение плюс маневр вправо. Четвертое: в темное время суток водитель может плохо видеть байкера. Велосипедисты почти поголовно используют задние фонарики - мигалки, задние катафоты, на велосипедной одежде много светоотражающих полос именно сзади. В то время как спереди, байкер часто ничем не выделяется: ни фонариком, ни катафотом ни светоотражающими полосами. Если вы много ездите по городу в сумерках - надо заботиться не только о задних фонариках, но и передних, а при выборе одежды обращать внимание на то, чтобы полосы были со всех сторон. Пятое: если у вас хорошее зрение, попробуйте посмотреть не на машину, а на самого водителя. Посмотрите ему в глаза - если зрительный контакт есть, значит, и он вас видит, и вероятность того, что даст газу ниже. Шестое: если вы почувствовали себя не уверенно, если вы подозреваете, что водитель спереди может сделать какую-то глупость - не забывайте золотое правило: "Дай Дорогу Дураку". Лучше притормозить заранее, чем потом устраивать разборки. Не следует забывать, что страна, в которой мы живем, называет Россия. По статистике клуба "ВелоПитер" до 20% водителей уезжают с места ДТП, (в котором участвует машина и байкер), а случаи когда потом такого водителя ловят и наказывают, в Клубе не известны. Если вы сами не побеспокоитесь о себе - никто о вас заботы не проявит. Будьте бдительны!
Столкновение байкера и машины, поворачивающей направо.
Этот вид ДТП по праву можно назвать одним из самых "хитовых". Лично меня так сбивали три раза. Слава богу, последствия этого ДТП, как правило, не страшны. Происходит оно так. На перекрестке, или на пересечении с выездом из дворов, бензоколонок и тому подобного, машина поворачивает вправо, не пропуская байкера, движущегося прямо. С точки зрения байкера это выглядит так. Рассказываю личные впечатления. Еду я по Большому проспекту Петроградской стороны на работу, километров на 22-24 в час. Вдруг меня обгоняет белая "четверка", начинает правый поворот во двор и бьет меня бортом в переднее колесо и бок. Я вылетаю на тротуар и врезаюсь в пешехода. Пешеход приходит в ярость и с кулаками отправляется разбираться… к водителю машины. Я с умилением и без повреждений наблюдал эту картину со стороны. Другие случаи были аналогичны, за исключением того, что машины поворачивали не во двор, а совершали маневр на перекрестке.
При таком виде ДТП как правило не машина врезается в байкера, а байкер врезается в бок, который подставляет ему машина. Большинство машин довольно мягкие на ощупь (я пробовал упомянутую "Чевтерку", "Фольцваген Пассат" и какого-то огромного старого "Мерса"). Во всех подобных ситуациях не прав водитель.
Для байкера и его здоровья такие ДТП не очень вредны. Можно получить пару ссадин и ушибов, в лучшем случае и вообще остаться "на ходу". Машина страдает более существенно, как правило, на ее борту (переднем крыле и передней двери) остаются вмятины и царапины от байка. Байк может, как остаться абсолютно целым, так и существенно повредиться. Болевая точка - переднее колесо, которое может сложиться от удара в бок авто.
Причины возникновения таких ДТП банальны:
· Водитель не видит байкера, который двигается вдоль тротуара.
· Водитель видит байкера, но не воспринимает его как помеху движению. В самом деле - мало ли тут байкеров и пешеходов ходят? Остановятся, пропустят!
· Водитель видит байкера, но не может верно оценить его скорость, и пытается повернуть перед ним. Ну, горячий такой джигит, торопится сильно.
Что надо делать, чтобы не попасть в такие аварии?
Все меры можно распределить на две части. Первая - повышение вашей "видимости". Сколько раз говорилось, сколько людей уже погибло и пострадало, но, тем не менее, до половины байкеров ездят в темных куртках без светоотражающих полос, пользуются черными и синими рюкзаками без упомянутых светоотражающих полос. Возможно, черный цвет и хорошо гармонирует с цветом самого байка или оттенком ваших глаз, но одеваться надо исключительно в яркие тона, в одежду с катафотами. Тоже самое относится и к рюкзакам. Велорюкзак должен быть ярким и со светоотражающими вставками или полосами. Несомненно, сзади должен быть фонарик. Кстати, самое опасное время - это не кромешная мгла. Это - сумерки. Как только вы увидели, что освещение "уходит", сразу включайте фонарик.
Вторая часть мер - организационная. Необходимо нарушать правила дорожного движения при проезде перекреста. Это заметно повышает вашу безопасность. Удивлены? Поясню. Байкер должен двигаться по дороге "как можно ближе к обочине" - так гласят правила. Однако при проезде перекрестка прямо, вам необходимо от этой самой обочины отъехать влево на метр-полтора. Почему? Представьте ситуацию: вы стоите у самой бровки, и собираетесь проехать прямо. За вами в правом ряду стоят машины, которым надо направо. Стоящего у самой бровки байкера они воспринимают либо как поворачивающего направо (хотя вы никаких знаков не подаете), либо просто не воспринимают как помеху. Мало ли кто тут НА обочине стоит. В результате, вы начинаете движение прямо, и машина одновременно начинает поворачивать направо…
Итак, подъезжая к перекрестку, у которого машины стоят, я рекомендую занять место в правом ряду перед первой машиной не менее чем в метре от обочины. В этом случае водитель однозначно трактует ваши действия, понимая, что Вам - прямо. Далее, сразу после сигнала светофора, можно плавно перестраиваться в крайне правую позицию. Аналогична динамика движения байкера и в случае, когда светофор зеленый, и машины двигаются потоком. Им тоже надо дать понять, куда именно вы едете. Если есть сплошной поток поварачивающих направо машин, то в этом случае не забудьте показать рукой сигнал левого поворота. Пусть вы только перестраиваетесь, и всего-то на метр, но машина сзади поймет, что вы делаете, и не будет пытаться вас обогнать. Оторвавшись от обочины на метр-полтора, вы заметно повышаете свою безопасность на перекрестке.
Что делать, если все-таки ДТП неизбежно, и машина начала вас объезжать спереди? Постарайтесь врезаться в нее под максимально острым углом. Для этого необходимо отворачивать вправо - впрочем, это вы сделаете вполне инстинктивно. Чем острее угол, тем выше ваши шансы не упасть. Кроме маневра вправо, постарайтесь на последней стадии торможения отпустить передний тормоз, продолжая тормозить задним, и как бы оттолкнуться от машины левой рукой.
Одна из часто встречающихся аварий происходит при участии байкера и двери автомобиля, которую водитель открывает прямо перед его носом. Не смотря на весь комизм ситуации, последствия ее могут быть не веселыми. Рассмотрим варианты:
1) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 30 в час. В это время у водителя одной из стоящих машин мелькает оригинальная идея - выйти погулять. Он резко распахивает дверь, и… в нее въезжает байкер. Это не плохой для байкера вариант - дверь, если в нее биться не в ребро, довольно мягкая на ощупь конструкция. К тому же удар может амортизировать рука водителя, если он не успел ее убрать. Дверь немного заминается, но это уже не наши проблемы. Водитель обязан смотреть перед тем, как открыть дверь.
2) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 30 в час. В это время у водителя одной из стоящих машин мелькает оригинальная идея - выйти погулять. Он резко распахивает дверь, но не успевает открыть ее достаточно сильно, а лишь приоткрывает. В результате, дверь смотрит на байкера ребром. Это - очень опасно. В продольном направлении дверь очень жесткая, ее край - острый. Одним словом, врежешься - мало не покажется! С другой стороны, дверь в таком состоянии не перекрывает "всю дорогу", а лишь некоторую ее часть, что оставляет нам возможность совершить маневр и объехать дверь слева! Вот тут то нас КАМАЗом, движущемся сзади, и накроет…
3) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 20 в час. Чего вдруг не 30, как всегда? А оттого, что впереди - перекресток, на нем горит красный свет, машины стоят, и байкер объезжает ряд машин справа, со стороны тротуара. Вдруг у пассажира, которого перевозит водитель, в голове мелькает оригинальная мысль: а не выйти ли мне погулять? Он распахивает правую дверь, которая полностью перекрывает узкий проход между машиной и тротуаром. В открытую дверь немедленно "входит" байкер. Пассажир, в отличие от водителя, обычно вообще никакого внимания на то, что делается на дороге, не обращает, а просто берет и выходит, тем более что машина то в правом ряду стоит! Казалось бы - чего бояться? Ложкой меда в этой бочке дегтя является то, то пассажирами очень часто бывают девушки "нежные как персик, стройные как кипарис", и очень мягкие на ощупь! Нет, не подумайте ничего плохого - просто въехать в чисто одетую девушку, от которой приятно пахнет духами, куда приятнее, чем в грязную и жесткую дверь, особенно, в торец. Девушки в этот момент очень мило вскрикивают "ой!". Все бы ничего, но за девушкой все равно маячит дверь, куда вы вдвоем и влетите. К тому же, сделать какой либо маневр в узком пространстве между машиной и паребриком невозможно. А вот потом возможно наступит черед разборок с водителем, который по совместительству может быть "бойфрендом" девушки с переломанными (уже) вашим рулем ребрами.
Что же делать байкеру, чтобы избежать столкновения? Во-первых, проезжая мимо ряда машин, имеет смысл не "щёлкать таблицей", а смотреть, не сидит ли в ней коварный водитель. Если он вдруг засуетился, то надо "снизить скорость и увеличить поперечную дистанцию". Так же надо быть осторожным объезжая машины справа.
Наиболее опасный момент - когда машина вас обгоняет, и останавливается метрах в 100 перед вами. Машина остановилась - сразу предполагайте, что из нее выйдет погулять водитель. Еще момент: если столкновения не избежать, то действовать можно двумя способами. Если дверь открыта настежь - не пытайтесь сделать маневр. Сзади могут идти машины! Лучше тормозите и въезжайте в дверь - полностью открытая она не очень опасна. Если дверь смотрит на вас торцом - маневрируйте! 50 см влево - и вы можете быть спасены! С другой стороны, дверь как открывается, так и закрывается. Мне несколько раз удавалось применить торможение передним тормозом (левой рукой), а правой я захлопывал открывающуюся дверь. В обоих случаях обходилось без потерь моей стороны, так и без повреждений для машины.
И последнее: не надо паниковать! Бывают случаи, когда человек при виде открывающейся двери так тормозит, что успевает полететь через голову, даже не доезжая до самого препятствия! Это очень обидно!
В подобных ситуациях виноват водитель - он не должен создавать помехи движению при выходе из машины. Но не надо его строго осуждать - он может вас просто не заметить в зеркало заднего вида. Так что, ваша безопасность в данном случае в ваших же руках!
Наша статистика пополнилась еще одним случаем столкновения байкера и открывающейся двери. Описываемое ДТП закончилось для байкера летальным исходом. Итак, ситуация: байкер объезжал стоящую в правом ряду фуру. Были сумерки, байкер ехал на значительной скорости, без шлема. Когда водитель открыл дверь, чтобы выйти, байкер попал в ребро двери головой. Дверь фуры находилась аккурат на уровне головы движущегося байкера. Байкер умер через несколько минут в больнице, куда был доставлен скорой помощью. Так что, будьте бдительны, объезжая фуры.
Столкновение с деньгами.
Что важнее всего на свете для человека? Над этим вопросом бились лучшие философские умы во все времена, но так и не смогли дать единый ответ. Кто-то предполагал, что для человека важнее всего - честь, кто-то называл ум, или любовь, кто-то обобщенно говорил про счастье. Все эти мысли ушли в прошлое, и сегодня очевидно, для человека важнее всего деньги. Ну а для байкера деньги несут в себе еще и определенную опасность. Представьте себе картину - едет байкер по дороге прямо, едет себе по делам, ничего не нарушает. Левее от него идет поток машин, а справа, на тротуаре прогуливаются пешеходы. И вот, один из пешеходов надумал поймать маршрутку или такси. Он подходит к краю дороги, поднимает руку и… В это время водитель машины или маршрутки видит деньги в образе человека, просящиеся к нему в карман. Забывая обо всем на свете, он с нездоровым блеском в глазах резко летит к пешеходу, совершая маневр вправо. Резко - ибо мало ли, уведет кто его деньги, а ведь 10 рублей сумма не малая! Байкер оказывается в прямом смысле слова подрезанным - машина обгоняет его и, тормозя, подставляет ему бок или зад.
ДТП такого типа часто не приносит байкеру слишком уж сильных повреждений - иногда ему удается протиснуться между машиной и тротуаром, иногда удар приходится в борт машины под значительным углом, иногда удается резко затормозить и вовсе избежать ДТП. Бывают варианты с запрыгиванием на тротуар, столкновением с тем самым голосующим пешеходом.
Кто прав в таком ДТП, а кто виноват? Ну, где живем - знаем хорошо, отсюда мораль: кто сильнее, тот и прав. Известны случаи, когда водитель был сильнее, и заставлял байкера платить в частности за разбитое правое зеркало. Бывали случаи, когда ушлый байкер под угрозой вызова ГАИ "снимал" денег уже с водителя. Если вспомнить, что существуют еще и правила, которые иногда используются для определения того, кто прав, а кто виновен, то тут однозначного ответа нет - в каждой ситуации надо разбираться отдельно, со свидетелями и представителями ГАИ. Перед тем, как мы ситуацию немного покапаем, расскажу анекдот: врезался новый русский на "мерсе" в асфальтный каток, ну, типа, обидно, ешкин кот! Машину дорогую расквасил! Вызывает Гаишника, дает ему не как всегда, а 200 баксов, и говорит: "Сделай, дорогой друг, протокол!". Гаишник берет деньги, подходит к водителю катка и спрашивает: "Ну, мужик, рассказывай, как обгонял, как подрезал…". Примерно такая картина будет и с вами. Разумеется, со слов водителя дело будет обстоять так: "Стою я у обочины, пассажиров сажаю - высаживаю, вдруг, бац! Трах! Тарарам! Думаю, что такое? Не гром ли средь ясного неба? Ан, нет! Вижу - байкер по пояс торчит в салоне, ногами снаружи машет!". Вам надо будет доказать факт того, что машина вас подрезала и остановилась перед вами как вкопанная за секунду до ДТП. Ведь если вы врезались в машину, которая уже пол часа стоит на обочине, то понятно, это будет уже ваша вина.
Важно отметить, что не все столкновения одинаково опасны. Хуже всего сталкиваться с маршрутками и такси, так как эти "источники повышенной опасности" не просто сами по себе катаются по городу, но имеют свою службу дорожной безопасности, которая выезжает разбираться на место ДТП. Помните что самое важное для человека? Вот-вот, справедливость или там, честность какая-нибудь - это понятия устаревшие. Важно слупить с вас денег - именно в таком ключе будет проходить разбор ДТП с участием служб дорожной безопасности.
Как избежать таких ДТП? В принципе, дать каких-либо точных рекомендаций, в отличие от прошлых случаев, здесь практически невозможно. Во-первых, вы не видите обстановку на дороге сзади вас. Во-вторых, пешеход, стоящий на обочине, может поднять руку в любой момент, например, когда за вашей спиной покажется маршрутка нужного номера. Правда, если пешеход поднял руку, то это не значит что немедленно произойдет ДТП: машина может быть достаточно далеко от вас, а водитель может оказаться внимательным.
Несколько советов все же можно дать. И все они банальны: будьте "яркими" на дороге! Одевайтесь ярко, не пренебрегайте катафотами, рюкзаками красного цвета, со светоотражающими полосами. Ну и будьте внимательны сами. Если вас резко подрезают, то подумайте, надо ли вам тормозить? Может быть лучше совершить маневр? Например, запрыгнуть на тротуар, и тормозить уже там… В конце концов, пешеходы - мягкие люди… они поймут ваши проблемы.
Столкновение с неподвижными предметами, разбросанными на дорогах.
Часто случается так, что байкер сам по своей собственной инициативе врезается в предметы, валяющиеся на дороге. Нельзя сказать, что речь идет о всякой мелочи, как, например, кирпичах, или палках. Речь, как правило, идет о вещах довольно крупных, в основном - машинах. Приведу примеры. Один мой товарищ как-то ехал в районе Шушар по тихой асфальтовой дороге. На обочине стояла легковая машина с прицепом, в котором лежали мешки с картошкой. Обочина была узкой, поэтому машина занимала часть проезжей части. Зазевавшись, мой приятель и не заметил, как обнаружил себя лежащим на мешках. Хорошо, что скорость была не большая, и не приятель, ни его байк, ни картошка, ни прицеп не пострадали.
Легковая машина - предмет небольшой. Вот автобус Павловского завода - цель более достойная внимания байкера. Как-то ехали мы из Луги в Новгород, проезжали село Петровские Бабы. Неширокая дорога почти без движения… В одном месте на ней незаметно стоял автобус рыжего цвета. В него сзади въехал… вернее его забодал, так как удар пришелся на правый рог, байкер по имени Максим.
Если мои друзья бодали и долбали легковые машины и автобусы, то мне, как председателю клуба "ВелоПитер" по рангу положено быть впереди планеты всей. Что там легковушка, или автобус! Их каждый может не заметить на дороге. А вы попробуйте не заметить МАЗ самосвал! Итак, ехал я как-то в мае на работу. Только отъехал от дома по проспекту Блюхера, только пересек Пискаревский проспект, только… Что было дальше я вспомнил только через несколько дней. В правом ряду незаметно притулился небольшой МАЗ самосвал, в который я на среднем ходу влетел. Ну, не заметил…
Итоги этих ДТП различны: от "отделался легким испугом", до переломов и сотрясений мозга. Кроме этого, в большинстве случаев байкер сам виноват в ДТП. Вероятно, есть и исключения - парковка в неположенном месте, но наша статистика глаголит: все забоданные машины были припаркованы без нарушений правил. Так что кроме проблем со здоровьем у вас могут быть проблемы с деньгами - придется возмещать ущерб. Кстати, от удара мной, самосвал не пострадал, и платить неустойку мне не пришлось.
Какие же можно дать рекомендации, как не попасть в подобное ДТП? Есть только банальное: люди, будьте бдительны! Однако, надежды на это мало. Все равно время от времени люди засыпают за рулем велосипеда, так же как и водители за рулем автомобиля. Кстати, спят на велосипеде, как правило, люди с большим опытом. Что можно порекомендовать - носите шлем. Если вы ловили себя на мысли, что вы часто "витаете в облаках" вдали от места, по которому едете на велосипеде - одевайте шлем. И все-таки… люди, будьте внимательны!
Собаки, пешеходы и прочая живность.
Что может быть хуже автомобиля на дороге? Правильно - пешеходы. Нельзя не отметить, что автомобилисты, хоть, конечно, и плохие в целом люди, но в чем-то им тяжелее, чем нам. У меня 15 лет водительского стажа, права на грузовик… Сколько я за это время с ГАИ общался - не перечесть. Сколько взяток заплачено… На новый байк наверняка бы хватило. Но к чему это я? А к тому, что ГАИшники - люди, ревностно следящие за своей прибылью, а автомобилист - объект их охоты. Чуть нарушил, тут же, говоря языком Лермонтова и Достоевского - максай бабки. В этой связи, водителю приходится считаться с существованием правил дорожного движения. Пешеходы для ГАИшника не интересны, с него взятки гладки. Бывают иногда случаи, когда останавливают велосипедиста, а пешехода - ну в самом крайнем случае. Только если ГАИшнику уж совсем делать нечего. От тоски, так сказать. Вот и ведут себя пешеходы на дороге как попало, часто намного хуже автомобилистов.
Другой аспект проблемы - у автомобилиста на лбу … ой, простите, на машине, написано, как его найти. То есть, если водитель совершает ДТП и уезжает с места события, то теоретически его можно разыскать по номеру машины, который хорошо виден. У пешехода на лбу не написано как его зовут, и шансов скрыться с места ДТП у него заметно больше. Единственное что спасает нас от дорожного хаоса, это то, что пешеход все-таки существо хрупкое, и попасть в ДТП боится.
Столкновения с пешеходами бывают много опаснее, чем даже с машиной. Опишу одно: в сумерках мой приятель ехал по проспекту Энергетиков объезжая стоящий на остановке автобус. Один особо горячий пешеход, рванул с противоположной стороны, чтобы успеть сесть в злополучный автобус, а байкера, очевидно, не видел. Мой приятель тоже никого не видел и ехал себе спокойно, до самого момента, когда этот пешеход в него врезался. Виктор полетел с велосипеда, ударился плечом в маршрутку, стоявшую перед автобусом, а пешеход вскочил в автобус и был таков. Итог: перелом ключицы, и выплата компенсации маршрутке за разбитую фару. "Итог итога" потеря трудоспособности на три месяца.
Справедливости ради отмечу, что пешеходам в ДТП с байком обычно бывает хуже. Но легче ли нам, от того, что кому-то может быть еще хуже?
Итак, столкновения с пешеходами бывают двух типов - когда мы сами врезаемся в них, и когда они толкают нас. Первый случай нам не страшен. Пешеход мягкий на ощупь, и врезаться в него намного приятнее, чем в машину или столб. Есть только моральный аспект проблемы: по клубной статистике байкеры чаще всего врезаются в женщин, причем находящихся в старшей возрастной группе. Одно дело - сбил девушку или молодого человека не по делу бегущего через дорогу, и думать об этом через 30 секунд забыл. Другое дело - попал в чью-то маму или бабушку. Пусть она сто раз виновата, но горький осадок остается.
В ДТП такого типа, у нас все-таки есть время, чтобы как-то среагировать на дорожную ситуацию: заметить пешехода, нажать на тормоз или совершить маневр. Когда пешеход толкает нас - ничего сделать нельзя. Эту ситуацию не предсказать, ни упредить нельзя, так как мы пешехода не видим. Он появляется внезапно, и именно толкает вас, так как сам пугается вашего приближения! В последний момент пешеход как бы отталкивается от вас, как от стены руками. Такого толчка в бок выдержать на ногах почти невозможно.
Единственный совет, что можно дать - следите за поведением пешеходов на улице, ни чуть не меньше чем за автомобилями. Если заметите, что тот, или иной пешеход собирается броситься вам под колеса - действуйте по обстоятельствам. Если у вас есть выбор - лучше врезаться в пешехода под прямым углом, чем попасть ему под руку. Если вы видите, что можете впритык обогнуть пешехода ПЕРЕД его носом - сначала подумайте, стоит ли? Увидев вас в 20 см от своего носа, он инстинктивно вас толкнет. В этом случае сильно пострадаете вы, в противном - он. Ничего не поделать, наш мир так устроен. Есть, конечно, и идеальный случай - обогнуть пешехода сзади. В отличие от лошади он обычно не лягается.
Коль заговорили о животных, отмечу, что бывают ДТП не только с пешеходами, но и с другими представителями фауны. Я как-то наехал на змею, и мне было ужасно страшно (дело происходило в Таиланде, и кто знает, на сколько ядовитые змеи там водятся). Был я свидетелем, как наезжали на собак. Про змей рассказывать не буду - это вам вряд ли пригодиться, а вот "собаки" требуют пояснения.
Обычно ДТП с собакой происходит так: паршивый пес безродный (благородные доберманы или доги так себя не ведут, или им не позволяют хозяева), при приближении байкера начинает кидаться на него с лаем. Вы в этот момент двигаетесь "колонной" - то есть байкер за байкером на небольшом расстоянии. Собака теряет ориентацию в пространстве при виде нескольких странных "объектов" и попадает под колеса второму (третьему…, пятому) байкеру. Бывают и другие случаи, когда собака в силу каких-то причин не бежит за вами сзади, а забегает спереди, и тоже попадает под колеса.
Собаки мелкие переезжаются велосипедом легко. Создается ощущение, что они при этом не очень-то страдают. Во всяком случае, после переезда собаки и передним и задним колесом (часто если байкер уж начал переезжать собаку, то он переезжает ее обоими колесами) она убегает своим ходом в кусты. Я знаю три случая наезда на собаку, и во всех трех - собака убегала. То есть оставалась живой и в меру здоровой. Крупные собаки, не шавки, обычно уважают себя сильней, и глупостей как попадание под колесо не делают. Во
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм